Приходской листок. Выпуск №2 от 18 сентября 2011. О мышах и духах.
Раздел «О Боге». Заповеди Божии.
Бог издревле открывал себя человеку, наставляя и спасая. Частью такого Богооткровения являются его заповеди данные нам во спасение. На первом месте для православного христианина стоят заповеди блаженств, данные Спасителем человечеству в нагорной проповеди. Их знание и понимание, как и знание десяти заповедей, обязательны для каждого православного христианина.
«Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю (Лк. 6:46). Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф. 7:21).
Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве.» Пространный катехизис
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3-12).
Однако для соблюдения этих заповедей необходимы конкретные дела. Ибо вера без дел мертва. А дела наши часто бывают злы.
«Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний - свидетельство совести, и закон Божий внешний - заповеди Божии. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую»(Рим. 2:15)
Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан по причине преступлений (Гал 3:19).» Пространный катехизис
Десять заповедей:
1. Я - Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя - Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:1-17).
Раздел «О людях». О мышах и духах.
Всё чаще приходится слышать о мирном общении с домашними духами. К таковым относят всевозможных домовых, подпечников, подпольников, барабашек. В народе сформировалось устойчивое мнение о них: «Хоть и ворчливый, но всё ж добродушный и весёлый. Хотя, чего греха таить, встречаются и не такие добродушные, их часто называют Некошнами и нрав у них совсем недоброжелательный: вещи из рук выбивает, подножки ставит, а то и пнуть кого из домочадцев может. Однако домовой прежде всего 'судьба семьи', 'судьба дома', переменчивая и не вполне предсказуемая; он может быть и добрым, и равнодушным, и злым (Волог.); он 'прихотлив' (Калуж.); добр, но крайне обидчив (Влад.); он очень капризен, 'не знать как и угодить ему' (Волог.); 'Живя меж людей, домовушки привыкли к людям и обрусели, тоись, от настоящих-то чертей отстали; по крайности вреда людям не делают, окромя лишь того, что в иную пору балуют от скуки ли, от другого ли чего - Бог знает...' (Урал)»
Уже по народному описанию видно, что дух может быть не столь и покладист. Безобразничает, своевольничает. Зачем? Ответ прост – нагоняет страху, пытается подавить волю исказить чувства. Страх не от Бога. Лукавые духи таким образом пытаются запугать людей слабохарактерных, с той лишь целью, чтобы отвратить от Бога, лишить упования на Него. Если человек поддался, то это уже греховное падение.
Так же заблуждаются и те, каковые считают духов нейтральным. Им кажется, что дух живущий рядом с человеком может быть чем-то вроде мыши – дикого, но повсюду сопутствующего нам зверька. Многие даже привыкают к ним, как части своей жизни. Но и мыши не столь безвредны! Они портят продукты и запасы, переносят болезни., портят жилище и вещи. И потому человек борется с непрошенным гостем. Потому–то единственным достойным местом для пребывания этого «милого» грызуна может быть только клетка. Вот тогда он становится безопасен и по настоящему мил. И люди разводят этих зверушек и многие содержат их у себя дома В КЛЕТКЕ. А почему нельзя так общаться с духами, через решетку? Некоторые «экстрасенсы», маги, колдуны и т.д. всерьёз уверены в возможности своей посадить в клетку духов и использовать их «для опытов». Какова наивность! Человек может повелевать тем, что в его власти! Мир духов не подчинен Творцом нам, как был подчинен нам мир животных. А потому любое заигрывание с этим духовным миром грозит нам самим. Клетка для духов ад. Не стоит считать себя повелителями такового!
А если все таки не только покладист, но и помогает? Может стоит быть с ним помягче и он будет в ответ помощником? Вот тут и зарыт самый мерзкий умысел падших духов. Человек очень легко забывает наипервейшую заповедь данную ему творцом: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене» И вторую по ней «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»
В только задумайтесь : «Аз есмь Бог ревнитель..».[Исх. 20, 5] «Славы Моея иному не дам»[Исаии 42, 8]. Эти слова Господа славы приговор для нас, когда мы славу дел Бога, в нас производимых, относим другому кому или чему!
Господь Вседержитель положил между нами и духами непроходимую грань, он проклинает сатану следующими словами: «"И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15)».
Что для сатаны проклятье то для нас заповедь!
Святитель Игнатий Брянчанинов в своей работе «Слово о чувственном и о духовном видении духов» пишет о духовидении следующее:
«До падения человека тело его было безсмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему свойственных (Преподобнаго Макария Великаго, Слово 4). Чувства его были несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее, вполне свободно. Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежит душею, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам (Бытие, глава 2 и 3). Святое тело человека не служило для него препятствием, не отделяло человека от мира духов. Человек облеченный в тело, способен был для жительства в рае, в котором ныне способны пребывать одни Святые и одними душами своими, в который взойдут и тела Святых по воскресении. Тогда эти тела оставят во гробах дебелость, усвоившуюся им при падении; тогда они соделаются духовными, даже духами, по выражению преподобнаго Макария Великаго (Слово 6, 13), явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении. Тогда человеки снова вступят в разряд святых духов и открытое общение с ними. Образец тела, которое вместе было и тело и дух, мы видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении.»
«Боговдохновенный писатель Бытейской книги говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоющую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущаго Творца, по неизреченной Его милости к ним, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Объясним это. Мы стяжали как бы естественное влечение ко злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение, подобно влечению демонов ко злу: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его. Но в нас смешано добро со злом: мы влечемся то к злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру. Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены к злу. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они, в кратчайшее время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности. Тем удобнее они могли бы совершить это, что падший человек естественно влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов, покорившись им произвольно. В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались бы демонами; покаяние и возстание из падения были бы для нас невозможны. Премудрость и благость Божия положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба - грубую вещественность тела человеческаго»
«Святые Ангелы являются только святым человекам, возстановившим с Богом и с ними общение святой жизнию. Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшаго обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы (этот образ обольщений в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению человеков доверять ему); хотя они иногда предсказывают будущее; хотя открывают тайны: но вверятся им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшаго обольщения. Сатана преобразуется во Ангела светла и служители его преобразуются яко служители правды (2 Коринфянам 11; 14,15), сказал святый Апостол Павел.
Святый Иоанн Златоуст, в беседе второй о нищем Лазаре и о богатом, повествует случавшееся в его время: "Демоны говорят: я - душа такого-то монаха. Разумеется: этому не верю именно потому, что говорят это демоны. Они обманывают внимающих им. По этой причине и Павел повелел демону молчать, хотя он говорил и правду, чтоб он не обратил этой правды в повод, не подмесил впоследствии к ней лжи, и не привлек к себе доверенности. Диавол говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения (Деяния 14, 17): Апостол, огорчаясь этим, повелел пытливому духу выдти из девицы. И чтож говорил дух худаго, когда говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть? Но так как большинство незнающих не может основательно судить о том, что говорится демонами, - Апостол решительно отверг всякую доверенность к ним. Ты принадлежишь к числу отверженных, говорит Апостол демону: ты не имеешь права говорить свободно; умолкни, онемей. Не твое дело проповедывать: это предоставлено Апостолам. Зачем похищаешь не твое? умолкни, отверженный. Так и Христос, когда демоны говорили Ему: вемы Тя, кто еси (Марка 1,24), очень строго воспретил им, предписывая этим закон нам, чтоб мы ни под каким предлогом не доверяли демону, еслиб даже он говорил что справедливое. Зная это, мы должны решительно ни в чем не верить демону. Если он будет говорить что и справедливое, - бежим, отвратимся от него. Здравым и спасительным познанием мы должны научаться не от демонов, но из Божественнаго Писания". Далее в этой беседе Златоуст говорит, что души как праведников так и грешников, немедленно после смерти, уводятся из этого мира в другой, одне для принятия венцов, другия для казней. Душа нищаго Лазаря немедленно после смерти вознесна Ангелами на лоно Авраама, а душа богача низвергнута в адский пламень. В беседе 28 на Матфея, Златоустый поведает, что в его время некоторые беснующиеся говорили: я - душа такого-то. "Поистине это ложь и обман диавольские, - присовокупляет великий Святитель. Не душа умершаго вопиет это, а демон, который притворяется, чтоб обмануть слушателей".»
Непреложно свидетельство слова Божия, что диавол яко лев рыкая, ходить, иский кого поглотити (1 Петр.5. 8); что несть наша брань противу плоти и крови, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6. 12). Будем помнить это и подобно воинам будем постоянно облекаться во вся оружия Божия (Еф. 6, 11) на случай нападения дьявола. Аминь.
Назад к списку