Приходской листок. Выпуск №9 от 6 ноября 2011. МАГИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Фэншуй.
Приход храма во имя Святого Духа
Тема выпуска «О суевериях». Часть вторая. Пособия для начинающих магов.
МАГИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
«Магия (лат. magia – колдовство, волшебство) есть совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, гадания (например астрология), всевозможные сопутствующие ритуалы, например завязывание узлов, написание определенных слов и схем, расстановка предметов домашней обстановки в соответствии с определенными мистическими правилами (например фэншуй), а также необходимые инструменты: талисманы, ножи, иголки, кости, волосы, кровь, смола, травы, карты, гороскопы и т.п.
Обыкновенно к магии обращаются как к удобному подручному средству, не требующему серьезных душевных затрат. Ведь это же так просто – произнести словесную формулу, дунуть, плюнуть и верить, что теперь все изменится. Основной девиз магии: «Больше, Быстрее, Дешевле». Тем не менее, за самой магией скрывается серьезное мировоззрение (собственно, что и можно назвать магизмом). С ним стоит познакомиться, чтобы понимать ключевые расхождения магизма с христианской верой.
В христианстве исповедуется, что в мире все подчинено Божественному Промыслу. Нет ничего, что было бы упущено из мудрой и чуткой заботы Небесного Отца. Даже скорби и беды, даже наши духовные падения попускаются Богом для нашего возможного вразумления. Поэтому достичь подлинного блага можно лишь через личное обращение к Богу. Человек наделен свободой воли, и потому он волен обратиться ко Христу, что бы вокруг него ни происходило (война ли, революция, экономический кризис и т.п.).
Магическое же мировоззрение полагает, что нет ни Промысла Божия (при этом само наличие Бога может и не отрицаться), ни безусловной свободы, а есть тайная, скрытая сила, невидимо охватывающая все мироздание. Люди, невидимые духи, стихии природы – все подчинены оккультным законам влияния. Кто нашел ключ к этим законам, тот и владеет миром. Если выразиться образно, в магии считается, что все вещи нашего мира соединены невидимыми нитями и что правильно произнесенное заклинание воздействует на эти нити. В магизме сами люди всего лишь живые куклы, к которым привязаны нити невидимого кукловода. С помощью магии можно дернуть за нужную нить, и, как бы живая кукла ни сопротивлялась, действие будет непреоборимым – болезнь, порча, возбуждение полового влечения и т.д.
Если в христианстведуховное преуспеяние зависит от того, насколько сердце человека открыто Христу, насколько человек исполняет заповеди Христа и стремится к Богу, то в магии присутствует редкостное равнодушие к Богу. Не то чтобы в магии исповедовался атеизм – порой в заговорах упоминается имя Божие, а заговариваемый человек именуется рабом Божиим, – однако все цели магии исключительно земного характера. Здесь все добывается своим страстным усилием в прорыве к духовному миру: достичь успеха, денег, здоровья, благосклонности любимого человека и т.п.
Не живое обращение к Богу, а действие закономерностей, ожидание эффекта от своих ритуалов – вот что исповедует магия. И если в христианстве духовное совершенство зависит от личностной встречи и единения души человеческой с Богом, то в магии на первом плане присутствуют технология и таинственный ритуал.
В магии считается, что с помощью секретных церемоний можно входить в контакт с невидимыми духами, причем не только со злыми, но и добрыми, и якобы получать от них помощь. Более того, с духами можно заключать соглашение, и тогда маг управляет духами в своих интересах – они принадлежат колдуну, пока он живет, а после смерти уже маг навеки принадлежит этим силам. Но о последнем колдун не особенно думает. Он думает о другом, а именно: если мир подвластен духам, а духи заклинаниям, то овладевший заклинаниями становится сам себе царь и бог. Магия обращается к невидимым духам, этим близким к людям «божкам», но обращается с целью заставить их служить человеку в достижении его земных интересов.
Итак, в магии присутствует попытка управлять своей жизнью и окружающим миром без послушания Богу, а вместо личного единения с Ним предлагается достичь совершенства тебе самому. Поскольку же подобные цели в реальности для падшего человека недостижимы, имитацию власти и совершенства помогают создать падшие духи. Вспомним, как сатана искушал Самого Иисуса Христа перед началом евангельской проповеди: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4: 6–7). Христос решительно отверг соблазнителя, но тот же самый соблазн искуситель предлагает людям в форме таинственных знаний, экстрасенсорного саморазвития и оккультной «власти» над миром.
Конечно, глубокая ошибка считать, будто ритуалами и заклинаниями можно склонить к себе добрых духов. Потому что для общности с ангелами нужна верность Богу, Которому служат ангелы, искренняя молитва и отсечение плотских и душевных страстей, а не пассы, нашептывания и вдыхание заморских курений. И те духи, которые выдают себя магам за добрых, на самом деле не настолько добры, как кажется.
Для мага не важны нравственные ценности и духовное содержание невидимого мира; он признает действие закономерностей, что за определенными магическими пассами должны неизбежно следовать желаемые последствия. Таким образом, в магии главное – правильно выполненный ритуал. В этом – кардинальное отличие магии от церковных таинств, которые не могут помочь человеку без его живого отношения к Богу. При внешне правильно соблюденной обрядовой стороне, допустим таинства причащения, человек может и не приобщиться Христу, поскольку оказывается недостойным причастником. Действие церковных таинств на христианина напрямую связано с его личным внутренним состоянием, с его личным отношением ко Христу. В магии все это не важно: выполнил ритуал, поверил в его эффективность, и более ничего не требуется.
К сожалению, у некоторых христиан отношение к церковным таинствам тоже бывает магическим, когда крещение, причащение, венчание и прочие таинства понимаются как средства к земному благополучию в силу самого совершенного действия. Крестился – и огражден от всех искушений, причастился – и не будешь болеть, венчался – и избежишь развода – так полагает суеверный, с магическим сознанием человек. И часто человек не подозревает, что он (может быть, сам активный борец с колдунами и магами) находится во власти оккультного мировоззрения. Магизм проявляется, например, в таких фразах: «Ты покрести детей, все же болеть они будут поменьше» (а если еще не покрестил, то не подпускай никого к младенцу – сглазят), «Поставь свечку – и сдашь экзамен», «Обязательно набери крещенской воды – от сглаза помогает». То есть магизм проявляется тогда, когда человек забывает о Боге и полагается только на видимый ритуал, а также когда от духовного заведомо ожидается земное и меркантильное.
Это бывает также тогда, когда вычитанное молитвенное правило воспринимается как гарант всевозможных успехов, как бы некий залог, обязывающий духовные силы исполнять все твои пожелания. Даже храмовое богослужение некоторые воспринимают как что-то магическое, некое исполненное старинной и малопонятной эстетики действо, само по себе наделяющее человека невидимой силой. Христианину важно помнить: в молитве самое главное – само общение с Богом, Который знает, как устроить жизнь человека, – Ему мы вверяем свою жизнь и успехи. В священнодействиях же храма человек восходит душой своей к Богу, а Бог смотрит на сердце и потому подает благодать по мере живого обращения души человека к Нему.
Магизм многих наших современников проявляется в том, что, например, человек полагает, будто заболел только лишь потому, что кто-то пожелал ему плохого или, не приведи Бог, навел на него порчу. Таким образом, заболевший человек забывает о Промысле Божием, о том, что Бог заботится о нас посредством наших скорбей и болезней.Внимание неоправданно обращается на магическое представление о причинно-следственных связях наговоров, проклятий и зложелательств с нашими бедами и болезнями. Чужое слово или дурной глаз кажутся первопричиной страданий, но ведь святые отцы называли скорби Божественным посещением: именно в них воспитывается дух христианина, когда человек отвлекается от суетных земных устремлений и обращается душой к тому, что вечно.
Люди с магическим сознанием мыслят о Боге как-то отвлеченно, безлико, часто и вовсе не думают о Нем. В самых лучших случаях они представляют Божество как высший принцип, согласно которому должна устраиваться наша жизнь, как бы некий космический закон, нарушение которого влечет за собой страдания, но не замечают в Нем высшего личностного начала. Поэтому они не умеют о чем-либо Бога просить и не знают, что такое доверие Ему в своей жизни. Попутно заметим, что те христиане, которые в молитве не имеют живого чувства предстояния пред Богом, которые полагаются на текст молитвы, как бы действующий сам по себе, и произносят слова молитв лишь по обычаю, ради обряда, – подобные христиане скатываются к магическому пониманию мира духовного.
И если человек полагает, что он способен достичь духовных высот только своими усилиями, если само совершенство рассматривается как некий итог методики духовного саморазвития, то в этом тоже заметен магизм. Ибо результат ожидается от самих по себе человеческих усилий, словесных формул и пассов, тогда как сердце с его чувствами, ум с его мыслями, воля с ее пожеланиями остаются без живого обращения к Богу.
Подлинная духовная жизнь основана на доверии Богу (а значит, вверении Ему своей участи), сердечном обращении к Нему и исполнении Его заповедей, а не на механическом выполнении ритуалов и бездумном произнесении пусть и самых церковных молитв. Собственно христианское совершенство есть преображающее действие Бога в душе человека, которому сам человек либо способствует, либо препятствует. А вся полнота церковной жизни с ее богослужениями и таинствами, с ее традициями и обрядами, с ее молитвами и духовной культурой является той средой, в которой должна раскрыться душа человека в своем свободном, теплом и искреннем восхождении к Небесному Отцу.» Валерий Духанин, кандидат богословия.
МАГИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Магическое мировоззрение не может не приносить свои плоды. Но не обязательно сразу таковыми плодами станет создание амулетов на кладбище или вызывание духов. Начало может быть самым плавным, постепенным, интересным и даже милым. Таковыми, невинными на первый взгляд, плодами являются, например, астрология и фэншуй. В этом выпуске напишем о Фэншуе.
ФЭНШУЙ - суеверие утверждающие, что жизненное благополучие сокрыто в «правильном» размещении и расположении предметов. Паразитирует данное «(у)влечение» на том что женщина – это хранительница домашнего очага, на любви к уюту, комфорту… Хотя «фэншуят» не только женщины. Поначалу оно выглядит как нечто безобидное: красивый фонтанчик установили в углу, цветочков стало больше. Но потом… Потом жизнь превращается в услужение вещам – или духам мира сего. Не нужно путать фэншуй и дизайн интереров. Дизайн, как наука – это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды. Дизайн учитывает психологические особенности восприятия человеком форм, цвета, линий и их сочетаний в предметах интерьера, но не когда не обожествляет их. Цели, которые ставят дизайнеры, при проектировании - это красота и удобство использования. Дизайнеры не связывают благополучие с предметами интерьера, не обожествляют предметы. Не «ловят энергии». Для фэншуистов же на первом месте «энергийное» мистическое восприятие каждого предмета. Результаты фэншуйной перепланировки жилища вполне могут быть некрасивыми, неудобными и даже обескураживающими. В интерьерах часто используются и просто идолы - божки: и соответствующие магические ритуалы. (Например божку хотею нужно гладить животик.)
В фэншуе молитва Богу заменена поклонению твари ради достижения вполне земных благ. Вот несколько высказываний фэншуистов: «Напугайте их (домашних) тем, что в открытый унитаз улетают деньги, здоровье (причем их) и всевозможные благополучие, процветание, удача. Это действует. Тем более что это – правда.
- Подавая на стол чайник с заваркой, никогда не устанавливайте его носиком в направлении ваших гостей — этот носик может стать генератором отравленных стрел.
- Если вы направляете ножницы или другой острый предмет на близкого вам человека, то между вами неизбежно возникнут трения — ничто не убивает дружбу быстрее острых кромок ножа или острых концов ножниц.
- Орудие распятия, с Христом - не очень позитивный символ. Это как гильотину носить на шее, или электрический стул.
- Заведите себе китайского бога богатства Цайшень-е - старика, сидящего верхом на тигре. Бога лучше всего разместить позади места, где вы обычно сидите. Вообще, у китайцев существует несколько богов богатства. Их можно размещать не только в юго-восточном секторе, но и возле входной двери. Молиться им не следует. Разместили - и ладно.
- Трехпалая жаба – символ удержания богатства. Наверняка вы видели талисман держащей во рту монетку трехпалой жабы, которая сидит на монетках или жемчужинах. Необходимо «располагать» жабу в северном или юго-восточном секторе спиной ко входу.
- Относитесь к деньгам с уважением, умейте их хранить и считать
-Фэн-шуй защитит вас от несчастных случаев и преждевременной смерти»
Мы знаем, что это – ложь от начала до конца. Ничто в этом мире не может защитить человека от смерти. И важно не то, когда или в результате чего он умрет – а то, каким он будет, приготовится ли он - отягчит ли он душу привязанностью к лакомым кусочкам и золоту, богатству и довольству? Будет ли отливать золотого тельца – или приготовится к сложному горнему пути?
Если успех важнее Промысла, если благополучие лучше Милости, если деньги сияют ярче Царства Божия – как умирать со всем этим?
Фэн-шуй – лжеучение, засоряющее разум. Люди не видят нелепостей, которые творят и пишут. Все это – словно насмешка беса. Но фэн-шуй засоряет разум куда глубже и хуже: с ним легко можно увлечься «кладами» и чайниками, жабами и кактусами, потерять надежду и веру, смирение и радость. Заменить их на самонадеянность и обряды, на вечное опасение и мелочность. В погоне за безликими энергиями не заметить живого, любящего, действующего безо всяких условий Бога. И вот это будет страшнее всего.
Из всех этих примеров видно вполне магическое вероучение с элементами антихристианства (высказывание про распятие). В качестве критики данного суеверия хочется процитировать басню Крылова «А вы друзья как не садитесь все в музыканты не годитесь». Опасность данного вероучения в том, что начав с расстановки мебели можно закончить вполне магическими обрядами. Фэншуисты не осознают, что есть Божий промысел о каждом из нас и без ведома Бога «ни влас един упадет с главы вашей».
Священное писание свидетельствует о магии исключительно в отрицательных тональностях. Ветхий завет:
«И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, -- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Исаия 8:19)
«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей» (Второзаконие 18:10)
Новый завет:
«А вне -- псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.» (Откровение 22:15)
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.» (Откровение 21:8)
Выводы к текущей теме: Множество суеверий таких, как астрология, гадания, фэншуй базируются на магизме – магическом мировоззрении. Магические практики эти, при внешней безвредности, служат для лукавых духов средством для вовлечения начинающих мистиков в более серьезные оккультные богоборческие практики. Другим страшным проявлением такого магического мировоззрения становиться отношение и к церковным обрядам и таинствам как чему-то исключительно мистическому: 1) На первое место ставиться достижение земных целей – отсутствие болезней, отсутствие бедствий, семейное благополучие, успех в делах и т.д. 2)Технологизм и обрядоверие: Вместо молитвы, как Богообщения, появляется вычитывание. Вместо участия в таинстве, его внешние исполнение. Вместо духовного делания и изменения себя, ожидание внешнего воздействия на себя «Священник отпустит грех, помолится помажет и всё пройдет без моего участия». 3) Экономизм в отношениях с Творцом «Я поставил свечку и жду результата».
.
Продолжение следует. В следующем выпуске об Астрологии как псевдо-науке.
Назад к списку